В структуре детского травматизма ведущее место занимает бытовой травматизм, на втором месте уличный, на третьем спортивный, далее школьный и транспортный.
Количество детских травм возрастает весной и летом, и наибольшее количество травм происходит во второй половине дня.
Наиболее частые виды бытового травматизма, в основном возникающие в результате падений (как с высоты, так и на ровном месте):
• ушибы,
• ссадины,
• раны,
• вывихи,
• переломы и сотрясения.
Нередко дети страдают от ожогов: ребята школьного возраста получают их, играя с огнеопасными предметами и вблизи костра.
Весьма опасны также поражения электрическим током, который вызывает не только глубокие ожоги, но и остановку сердца и дыхания. Причина поражений нередко кроится в неисправленных электроприборах, проводке, которые иногда берутся исправлять сами дети.
Нередко дети играют вблизи строительных площадок. Именно это чаще всего становится причиной падения детей с большой высоты, падения в механизмы строительной техники.
Особое беспокойство вызывает транспортный травматизм. По тяжести полученных повреждений он является самым опасным для жизни. Причины: нарушение правил уличного движения, неправильное пользование транспортом, отсутствие ношения фликеров, игры на проезжей части дороги.
Широкое развитие спорта повлекло за собой увеличение числа спортивных травм. Как правило, это относится к неорганизованному спорту.
Среди детского травматизма школьный травматизм стоит на третьем месте после бытового и уличного. Чаще всего ребята получают травмы во время перемены, перед началом или же сразу после окончания занятий.
А сколько травм происходит из-за, казалось бы, невинной подножки! Упал с размаху на жесткую поверхность, ударился об угол подоконника, о батарею отопления — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени.
Нередко у школьников случаются травмы кисти. Механизм их возникновения прост: при такой же подножке или резком толчке школьник, стремясь сохранить равновесие, выбрасывает вперед руки и с размаху падает на оконное стекло, на застекленную дверь. Такие ранения, особенно если сухожилия, очень трудно поддаются лечению и могут впоследствии ограничить подвижность пальцев.
При изучении причин и обстоятельств травм выявляется такая закономерность: травмы происходят не только в результате нарушения дисциплины, но и из-за невоспитанности учеников.
Нередко старшие пробуют свою физическую силу на младших, не видя в этом ничего зазорного. При разборе очередного инцидента, закончившегося травмой, часто можно слышать от ребят: «Мы не дрались, мы боролись». Действительно, драка — это хулиганство, а борьба — это спорт. Но ведь каждая борьба имеет свои правила и в профессиональном спорте грубость наказывается очень строго.
Всемирная организация здравоохранения, рассматривая проблему травматизма, сформулировала девиз: «Вакцина против травматизма — воспитание».
Вы можете успокаивать себя словами «Со мной этого не случится», но травму может получить любой. В школьном возрасте дети познают мир, они очень подвижны и жизнерадостны, но они должны знать, что в этом мире их подстерегают множество опасностей.
Если дети не будут осторожны, то мир из радостного и светлого может превратиться в мрачный и грустный.
06 февраля 2024 года специалистом по социальной работе ГБУ РК «ДРЦСССДМ» Дзюба О.А. в МОУ «Азовская школа-гимназия имени Николая Саввы» с учащимися 3 класса, в количестве 11 человек, проведена информационная беседа на тему «Травмы и раны. Предупреждение детского травматизма».