Материал для использования специалистами по социальной работе при подготовке к проведению профилактической работы по теме «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»
Половые преступления представляют собой умышленные действия, посягающие на охраняемые уголовным законом половую неприкосновенность, нормальное нравственное и физическое развитие несовершеннолетних и малолетних, а также на половую свободу взрослых лиц.
Половая свобода касается права человека, достигшего определенного порога возраста (зрелости), самостоятельно определять желание на вступление в половую связь.
Половая неприкосновенность касается, в первую очередь, несовершеннолетних и обусловлена их нормальным нравственным, физическим развитием, недопустимостью тлетворного влияния взрослых (посредством развратных действий, насильственных действий сексуального характера и т.д.) на несформировавшиеся мировоззрение и психику этих лиц.
Такие посягательства наносят вред нормальным взаимоотношениям между полами, сопряжены с насильственным удовлетворением половых влечений либо с действиями сексуального характера в отношении малолетних или несовершеннолетних лиц. Это угрожает правильному физическому, умственному и нравственному развитию и воспитанию несовершеннолетних.
Наиболее распространенными причинами совершения «половых» преступлений выступают следующие:
- Отсутствие доверительных отношений в семье, недостаток эмоционального тепла и внимания родителей (способствует также повышению «латентности» преступности: несовершеннолетний потерпевший скрывает факт совершения в отношении него преступления);
- Излишняя доверчивость несовершеннолетних (малолетних) к взрослым лицам;
- Безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие или ненадлежащий контроль со стороны родителей и иных законных представителей;
- Стремление несовершеннолетних «поскорее стать взрослыми» (весьма распространенное явление при совершении в отношении них преступлений, предусмотренных ст. 134, ст. 135 УК РФ);
- Негативное социальное окружение лица, совершившего преступление;
- Отрицательное влияние различных социальных факторов в процессе социализации (пороки воспитания, «дурной пример» и т.п.);
- Патологические изменения в психике преступника (подавляющее большинство лиц, совершивших «половые» преступления в отношении несовершеннолетних, страдают расстройством сексуального предпочтения (педофилией).
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.
Словарь терминов
Половые преступления в уголовном праве России — группа преступлений, видовым объектом которых выступают половая свобода и половая неприкосновенность личности.
Половая свобода – свобода сексуального самоопределения человека, а точнее право самостоятельно и без принуждения выбирать половых партнёров, форму интимных отношений.
Половая неприкосновенность – правовая защищённость от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица. Данное понятие применимо только к лицам, не достигшим 16-ти лет.
Верховный Суд РФ относит к развратным любые действия, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства, которые направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям (п. 17 ППВС № 16).
В Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 13 Семейного Кодекса РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет (а возраст сексуального согласия в 16 лет).
Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.
Сексуальное или половое поведение человека — совокупность психических реакций, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения человека.
Психосексуальное развитие (ПСР) – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), направленности сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Ст. 131 УК РФ– изнасилование (в отношении совершеннолетней - до 10 лет лишения свободы; в отношении несовершеннолетней – до 15 лет лишения свободы; в отношении потерпевшей, не достигшей 14 лет – до 20 лет лишения свободы).
Ст. 132 УК РФ – насильственные действия сексуального характера (наказание аналогично ст. 131 УК РФ).
Ст. 133 УК РФ – понуждение к действиям сексуального характера (в отношении совершеннолетнего – до 1 года лишения свободы; в отношении несовершеннолетнего – до 5 лет лишения свободы).
Ст. 134 УК РФ- половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (до 4 лет лишения свободы; в отношении лица, не достигшего 14 лет – до 10 лет лишения свободы).
Ст. 135 УК РФ– развратные действия (в отношении лица, не достигшего 16 лет – до 3 лет лишения свободы; в отношении лица, не достигшего 14 лет – до 8 лет лишения свободы).
Кроме того, законодательство устанавливает ответственность за проституцию.
Ст. 6.11 КоАП РФпредусматривает административную ответственность за занятие проституцией в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей.
Ст. 241 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией. Наказание альтернативное: от штрафа (от 100000 до 500000 рублей) до лишения свободы на срок до 5 лет. Лишение свободы на срок до шести лет предусмотрено за использованием для занятия проституцией несовершеннолетних. Если же для вышеуказанных преступных целей используются лица, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание - лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Сексуальность у несовершеннолетних
Сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя пол, гендерную идентичность и гендерные роли, сексуальную ориентацию, сексуальные отношения и рождение детей. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, отношениях, пристрастиях, поступках, привычках, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда они одновременно ощущаются или проявляются. На сексуальность влияет взаимодействие биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов. Сексуальность – это врожденное качество человека, которое по-разному проявляется в детстве и на разных этапах взросления. Подростковая сексуальность так же реальна, как и сексуальность взрослых.
Половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия. Психосексуальное развитие (ПСР) – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), направленности сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.
Этапы становления подростковой сексуальности
Сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя пол, гендерную идентичность и гендерные роли, сексуальную ориентацию, сексуальные отношения и рождение детей. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, отношениях, пристрастиях, поступках, привычках, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда они одновременно ощущаются или проявляются. На сексуальность влияет взаимодействие биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов. Сексуальность – это врожденное качество человека, которое по-разному проявляется в детстве и на разных этапах взросления. Подростковая сексуальность так же реальна, как и сексуальность взрослых.
Первый этап – формирование полового самосознания, половая идентификация, то есть осознание принадлежности индивида к определенному полу. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого он хотел бы быть похожим. Содержание этапа в значительной мере детерминировано половой дифференцировкой мозга в пренатальном периоде, то есть до рождения ребенка.
Уже младенцы могут испытывать приятные ощущения при прикосновении к гениталиям и их стимуляции. Однако в раннем возрасте у нормально развивающихся детей интерес к гениталиям чисто познавательный. Через изучение своих половых органов, детское любопытство, игры с раздеванием(например, игра в «доктора») и правильное половое воспитание в семье ребенок получает образное представление о своей половой принадлежности, а в процессе игры уточняет строение своего тела и начинает осваивать правильную половую роль. Этап можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он – мальчик или девочка. К 4–6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к мужскому или женскому полу определяется строением гениталий.
Второй этап – формирование стереотипа полоролевого поведения – публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Мальчик усваивает мужской тип поведения, девочка – женский. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через воспитание в семье – поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка.
Дети в возрасте 6-10 лет становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуальности. Сексуальность у детей намного шире, чем у среднего взрослого человека. Она может рассматриваться как один из аспектов развития чувственности, которая является частью психологического, социального и биологического развития.
Третий этап – формирование сексуального влечения, выбор объекта влечения, реализация своего влечения. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения. Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют как гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание.
В период полового созревания социальная идентичность дополняется поиском психологической идентичности. Подростки размышляют о своих личных качествах и значимости, а также задумываются о своем месте в жизни. Формирование идентичности тесно связанно с представлением о самом себе. Половое созревание является также периодом нравственного становления. Восприятия и мотивы, связанные с сексуальностью, приобретают социальную направленность: с другими и через других.
Третий этап включает три стадии: формирования платонического либидо – 10–12 лет, эротического либидо – в 12–14 лет, и сексуального либидо – в 15–16 лет. Каждая стадия состоит их двух фаз. Значение 1-й фазы любой стадии заключается в выработке установки и накоплении информации об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Индивидуальную ориентацию в 1-й фазе каждой стадии можно считать завершенной при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Задача 2-й фазы каждого этапа – научиться реализовать свое половое влечение (платоническое, эротическое и сексуальное). Эти фазы соответствуют морфологическому (количественному) и функциональному (качественному) компонентам пубертатного созревания.
Между стадиями нет четких границ, они плавно переходят друг в друга, возможны пограничные стадии. Таким образом, в платонических мечтах содержатся элементы эротических фантазий, а в эротических – сексуальных. Психосексуальное развитие подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности.
Стадии подростковой сексуальности
В процессе психосексуального развития подростки проходят несколько стадий формирования собственной сексуальности. Разумеется, между стадиями нет четких границ, они плавно переходят друг в друга, возможны и пограничные стадии. В платонических мечтах могут содержаться элементы эротических фантазий, а в эротических – элементы сексуальных. Психосексуальное развитие подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности.
Платоническое влечение – стадия детской влюбленности. Самое главное в детской влюбленности – стремление к общению. Объект влюбленности нередко идеализируется. Это мечты и грезы о своем идеале, страдания от безответной любви. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви. Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент.
Детская влюбленность
С началом полового созревания (9–11 лет) младшие подростки вступают в платоническую стадию развития сексуальности (детская влюбленность). Они учатся знакомиться, обращать на себя внимание и общаться с объектом своей любви. О том, что ребенок достиг этой стадии, можно судить по появлению интереса к своей внешности, одежде, косметике и украшениям, стремлению выделиться из среды сверстников, проявлению знаков внимания к объекту влюбленности.
Самое главное в детской влюбленности – стремление к близкому «душевному» общению. На этом этапе развития подростки учатся показывать свои симпатии, общаться наедине, обсуждать разные темы, ухаживать и проявлять свою любовь. Они впервые решаются написать записку, признаться в своих чувствах. К завершению этой стадии однополые компании распадаются, появляется устойчивый интерес к совместным времяпровождению и общению парами. Подростки обретают свой первый опыт полоролевых взаимоотношений.
В платоническом влечении пока еще нет собственно сексуальной стороны. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональный и чувственный компонент любви в будущих отношениях. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности не принимаются всерьез, а то и подавляются.
В этот момент успеваемость может снизиться, но дело тут не в самой влюбленности, а в физиологических изменениях. С началом полового созревания повышается активность подкорковых структур мозга, в частности гипоталамуса. Именно это обеспечивает пубертатный скачок роста. А активность коры головного мозга, отвечающей за интеллект, временно снижается. Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут вызвать у подростка протестные реакции, мысли об уходе из дома и даже суицидальные попытки. Чем больше возможностей для влюбленности на ранних этапах становления сексуальности, тем легче в последующем будет найти спутника жизни. Напротив, единственная и безответная любовь с подросткового возраста может затруднить «переключение» на другого человека и ограничить возможности создания семьи во взрослом возрасте. Самое главное в детской влюбленности – стремление к общению. Влюбленность вызывает желание быть лучше, это важный стимул для самосовершенствования. Ребенку предстоит понять, что без нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви.
Эротическое влечение
Основным содержанием фазы фантазий становятся поцелуи и объятия с объектом влюбленности. Появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. Эротические фантазии у девочек богаче и ярче окрашены, чем у мальчиков. У мальчиков может возникать самопроизвольная эрекция. У особо возбудимых подростков она завершается семяизвержением. Типичны ночные поллюции, сны с эротическим содержанием, эрекция по утрам. На этой стадии даже при телесном общении в половую близость подростки не вступают. Сексуальное поведение проявляется в подростковой мастурбации, которая может сопровождаться эротическими фантазиями и петтингом.
Эротический интерес
Приблизительно в возрасте первых месячных у девушек и первых поллюций у юношей происходит переход подростков на эротическую стадию влюбленности (12–14 лет), когда им предстоит выработать чувство тела. Возникает телесный компонент любви как гармоничный и естественный переход к будущей половой близости: эротические фантазии, потребность в ласках, желание дотронуться до того, кого любишь, поцеловать и обнять. Эротическое влечение проявляется по-разному, но несколько из перечисленных признаков обязательно присутствуют:
· интерес к эротическим журналам и видеопродукции, к «дамским» романам;
· ведение личного дневника;
· желание писать стихи;
· разговоры по телефону (они становятся очень длинными);
· просьбы погулять подольше, отпустить на вечеринку, дискотеку;
· ночные поллюции и утренние эрекции у мальчиков;
· мастурбация;
· эротические разговоры с нецензурными выражениями в среде сверстников;
· стремление уединиться с объектом влюбленности.
Сексуальное поведение проявляется прикосновениями, объятиями, поцелуями. Важной формой телесного контакта являются танцы, а в последующем – мастурбация и петтинг. Происходит осваивание коммуникации в паре, двое учатся доверять друг другу. Обычно даже при телесном общении на этапе формирования эротического влечения в половую близость подростки не вступают, но у них велика потребность в изучении физиологии полового акта и безопасного секса. Если подросток добился ответного чувства, если встречи с избранником регулярны, если оба испытывают удовольствие от объятий и поцелуев, преодолевается стеснение и страх, подростки начинают задумываться о сексуальных отношениях. В идеале они начинаются лишь после достижения физиологической зрелости (15–17 лет).
На стадии сексуального влечения появляется желание половой близости. Эротические фантазии, мастурбация и петтинг становятся более интенсивными. Подростки начинают вступать в сексуальные отношения.
Основной критерий завершенности стадии – закрепление на практике. Поскольку формирование влечения в значительной мере определяется степенью физиологической зрелости, гормональной насыщенности и социальными факторами, переход с уровня платонического на уровень эротического и сексуального либидо будет происходить независимо от того, было или нет практическое подкрепление каждого этапа. При этом, чем выше уровень нереализованных фантазий, тем больше возможностей для отклонений – сексуальных, психосоматических, психических.
Различия в развитии и проявлении сексуальности юношей и девушек
Для девушек в сексуальных отношениях гораздо важнее эмоциональный компонент, а для юношей – телесный. В отличие от взрослых мужчин, которые вступают в сексуальные отношения обычно только с теми, кто им нравится, подросток, влечение которого недифференцированно, иногда начинает половую жизнь вовсе не с той девушкой, в которую влюблен. Девочки начинают созревать раньше, но при этом процесс созревания у них более продолжителен. В то время как девочки уже начинают влюбляться, у мальчиков сохраняются чисто детские интересы, например, коллекционирование игрушек. Девочки их еще мало интересуют. Однако сексуальное влечение у мальчиков проявится раньше, когда их сверстницы находятся на стадии эротического либидо. Поэтому девочки иногда вынуждены начать половую жизнь, не испытывая в этом потребности.
Сублимация рассматривается как наиболее оправданный вариант сексуального поведения для незрелых подростков. Это подсознательные или осознанные действия, при которых происходит перевод (замещение) сексуальной энергии в другие виды деятельности (занятия спортом, творчество, учеба). Значение и роль секса в жизни человека подростки не отрицают, но определенные поведенческие и моральные установки обеспечивают легкость замещения сексуальных переживаний – «знаю, что и когда можно». Данный вариант сексуального поведения для подростков наиболее оправдан с точки зрения влияния на соматическое и репродуктивное здоровье.
Половая жизнь. Существует прямая зависимость сексуальной активности подростков в возрасте 15–17 лет от темпов их развития в пубертате. При этом подростковая сексуальность часто оторвана от других составляющих любви. Типична юношеская гиперсексуальность, для которой телесный компонент половой близости гораздо важнее эмоционального. Это, прежде всего, типично для юношей. У девушек такое поведение встречается, как правило, при гипоталамической гиперсексуальности и бурном половом созревании. Чем младше подростки, тем чаще их вовлекают в половую жизнь не по собственному желанию. В 16–17 лет половую жизнь чаще начинают осознанно. Однако и в этом случае половая жизнь у физиологически незрелых подростков чаще не сопровождается сексуальным влечением.
Различия между проявлениями сексуальности мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Мальчики и девочки подросткового возраста тратят массу времени и сил на переживания, связанные с сексуальной тематикой, что находит отражение в чтении соответствующей литературы, поиске информации в Интернете. Перед молодыми людьми стоит задача научиться справляться со своими влечениями социально приемлемыми способами. Если в начальной школе игры с поцелуями и преследованием носят неосознанный, импульсивный характер и готовят детей к последующим гетеросексуальным отношениям, то побуждения, возникающие в подростковом возрасте, заставляют юношей и девушек осознать собственную сексуальность. Это оказывает очень сильное влияние на представление подростка о самом себе, ставя сложную задачу управления чувствами по отношению к лицам другого пола и адекватного их выражения.
Эмоциональное отношение к началу сексуальной жизни у мальчиков и девочек разнится. Юноши чаще испытывают гордость, их самооценка повышается, тогда как у девушек самооценка может несколько снизиться, они часто испытывают сомнения и тревогу. Очевидно, что действие двойных стандартов в культуре в определенной степени сохраняется. Культурные и биологические факторы влияют на отношение девушек к началу сексуальной жизни, а ответственность за последствия сексуальных контактов без контрацептивов ложится на женщину, что по-прежнему играет ограничительную функцию.
Вместе с тем тенденцией взросления современных подростков становится стирание границ между юношами и девушками в отношении начала половой жизни и общего отношения к сексуальной сфере. Современные подростки, например, склонны в равной степени осуждать неверность как у мужчин, так и у женщин, и признают право выбора и право на удовлетворенность за обоими полами.
Сексуальная информация по-прежнему остается во многом скрытой от подростков. С девочками говорят о гигиене и нежелательной беременности, не поднимая вопросов собственно сексуальных отношений и материнства. По данным различных исследований, менее 20% современных юношей и девушек имели возможность обсудить с родителями вопросы пола, сексуальной близости и интимных отношений. Беседы с родителями ограничиваются предостережениями и запретами. Подростки по-прежнему черпают друг от друга информацию сомнительного содержания.
Большинство подростков считают, что знают о сексе гораздо больше родителей, и не хотят слушать их просто потому, что, по их мнению, сейчас сексуальные отношения совсем не такие как в молодости их родителей. При этом объективно взгляды многих подростков искажены и ошибочны, что может завести их в неприятные ситуации.
Для родителей важно
1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком
Детские психологи рекомендуют изначально устанавливать с ребенком отношения, построенные на доверии во всем, что касается секса. Тогда он отнесется к родительским предупреждениям относительно сексуального насилия над детьми с большим пониманием, а не с ощущением вины или страха.
Впервые заговорив о сексе, родители часто сразу же предупреждают детей об опасности сексуального насилия, но делают это в таких сильных выражениях, что за ними невозможно не увидеть того страха, который испытывают папы и мамы. Поэтому дети часто пытаются скрыть сексуальные домогательства или насилие от родителей и чувствуют себя при этом виноватыми, так как боятся расстроить маму или отца.
2. Дайте ребенку правильное представление о возможных контактах с чужими людьми
Родители должны постараться дать понять ребенку, что его тело принадлежит только ему и никому больше. Необходимо объяснить ребенку, что никогда ни один взрослый человек не должен касаться его гениталий, просить его раздеться для того, чтобы что-то там посмотреть (за исключением осмотра врача в его кабинете в присутствии родителей или с их разрешения). Если же кто-то дотрагивается до любого места на его теле, снимает его фото- или видеокамерой и просит никому об этом не рассказывать, то он должен обязательно рассказать об этом. Просите ребенка рассказывать Вам о каждом случае, когда кто-то прикасался к нему таким образом, что он чувствовал себя странно или некомфортно.
3. Уделяйте больше внимания своему ребенку
Один из самых надежных способов, который поможет Вам научить ребенка противостоять сексуальному насилию, заключается в том, чтобы проводить с ним как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к тому вниманию, которое может уделить им насильник. Преступники такого рода очень хорошо понимают детей и с легкостью овладевают вниманием тех из них, кому такого внимания недостает дома, или тех, у кого накопилось множество вопросов о сексе, на которые они не могут найти ответов. Такие люди быстро входят к детям в доверие, они умеют сопереживать им и понимать, становясь образцом взрослого человека, к которому дети тянутся.
4. Будьте открыты ребенку в любых ситуациях
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями - это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
5. Если случается насилие в семье постарайтесь избегать излишних чувств стыда, ревности, гнева по отношению к ребенку
Дети от пяти лет и старше, которые знают обидчика и связаны с ним личными отношениями, поставлены перед выбором: любовь и верность этого человека и осознание того, что такие отношения недопустимы. Если ребенок пытается прервать эти отношения, обидчик может угрожать насилием или отсутствием любви. Когда насилие случается в семье, ребенок может бояться гнева, ревности или стыда со стороны других членов семьи, думая, что семья разрушится, если все узнают об этом.
6. Ребенку необходимо чувствовать тактильную поддержку и заботу (объятия, поглаживание по спине)
Тактильное общение тесно связано со здоровым формированием психики ребенка. Если в общении с родителями у ребенка отсутствует тактильноеобщение, то он может искать ее вне семьи. Ребенок может быть склонным к вступлению в сексуальные связи для восполнения такогообщения. В том числе, этим может воспользоваться насильник, чувствуя, что ему этого не хватает. У ребенка возникает чувство, что его понимают, поддерживают лучше, чем его родители. Ребенок будет неосознанно тянутся к такому человеку, пытаясь восполнить тактильную ласку и заботу, которую он недополучает от родителей.
Рекомендации подросткам для предупреждения попадания в опасные ситуации, в которых велик риск совершения преступления против половой неприкосновенности:
Правило четырех «не»:
1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
2. Не заходи с ними в лифт и подъезд.
3. Не садись в машину к незнакомцам.
4.Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
К кому обратиться за помощью
Прежде всего, помни, что у тебя есть права, которые защищаются законом.Любой может обратиться в органы внутренних дел (к инспектору по делам несовершеннолетних, участковому уполномоченному милиции или к другому сотруднику полиции).
Если по каким-то причинам у тебя нет возможностей обратиться к сотруднику полиции, надо рассказать тому взрослому, которому ты доверяешь (друзьям, хорошим знакомым соседям, учителям), либо позвонить по телефону доверия.
Задачи взрослого в случае раскрытия сексуального насилия над ребенком:
Дети - самые уязвимые жертвы преступлений против половой неприкосновенности. Развращение, ранее вступление в половую связь, сексуальное насилие влекут за собой серьезные проблемы социального, психологического характера, не говоря уже о вреде физическому и психическому здоровью развивающегося организма. Бывает так, что ребенок, попав в отрицательно влияющую социальную среду, под воздействием алкоголя и одурманивающих веществ вольно или невольно становится жертвой преступления.
Многие потерпевшие сами скрывают совершенные над ними деяния. Зачастую это происходит из-за стремления жертвы избежать огласки, преступление как правилосовершается,без свидетелей, а также из-за чувства стыда или из-за страха мести обращаются в правоохранительные органы спустя некоторое время, что затрудняет фиксациюследов преступления и их дальнейшее использование как доказательство.
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности часто остаются латентными и очень редко предупреждаются.
Как уберечь ребенка
От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения. Педофила вообще привлекает тело с признаками незрелости. Жертвой может стать любой ребенок, однако есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Как ни странно, это послушные дети, воспринимающие взрослых с большим пиететом, почти благоговением. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтобы иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Когда таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
Замкнутые, заброшенные, одинокие дети. Это не обязательно дети из неблагополучных семей. Просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
Подростки, родители которых имеют высоконравственные взгляды по отношению к сексуальной жизни. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками.
С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети младшего школьного возраста:
Дети старшего школьного возраста, подростки:
Предлагаем для рассмотрения фразы, часто используемые родителями при общении с несовершеннолетним, которые наносят вред его здоровью и самооценке. При обсуждении с родителями (или лицами, их заменяющими) необходимо сделать акцент на последствиях подобного общения. В том числе, на подталкивание ребенка к самовольным уходам из дома, а также поиск взрослого, проявляющего излишнюю доброту и заботу (возможно нежность и физический контакт).
Фразы для обсуждения со взрослыми (индивидуальная беседа, родительские собрания):
Еще раз такое увижу - ты у меня получишь!
Мальчики (девочки) так себя не ведут и такое себе не позволяют!
Не расстраивайся из-за ерунды!
Ты еще не дорос до, чтобы таким интересоваться.
Ты такой(ая) толстая, тебе нужно что-то с этим делать.
Если ты будешь таким(ой), то на тебя никто не полюбит.
Мне это не нравится — ты не будешь это носить.
Я лучше знаю, что тебе нужно. Будет 18, тогда и будешь решать.
Вырастешь — узнаешь.
Ведешь себя как проститутка.
Кто тебя такую замуж возьмет?
Мне за тебя стыдно.
Такие непристойные вещи я не буду с тобой обсуждать.
Так хорошие мальчики/девочки себя не ведут.
Да кому ты нужен?
Ты же мальчик, что за телячьи нежности?
Я тебе запрещаю гулять с мальчиками/девочками.
Ты похожа на мальчика. / Ты похож на девочку.
Ты не мужественный / Ты не женственная.
Ты еще такой маленький(ая), а уже об отношениях думаешь
В твоем возрасте настоящей любви не существует.
С целью формирования представления об успехе как стремлении человека в достижении цел...
"СПИД : знать что бы выжить" под таким названием 4 декабря 2024 года провед...