Главная / Информация / Замещающие семьи / Причины социального сиротства

Причины социального сиротства

В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е. большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.

Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. Рушится основа государственного строя - семья.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.

Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.

Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих. Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации таких детей и подростков.

Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство самим своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т. е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка». Лишённые постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития неумение общаться с взрослыми и сверстниками.Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

Для тех, кто провёл своё детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образа отношений «родитель-родитель», «ребёнок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.

Семья играет ведущую роль в умственном развитии и формировании притязаний и успешности их реализации в учёбе и самообразовании, в овладении человеком социальными нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь, являющуюся залогом формирования чувства материнства.Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически так важного в самостоятельной жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.В рамках решения проблемы социального сиротства выделены такие задачи, как постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства.

В российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из таких форм является приемная семья. Она введена законодательством в 1995 г. и образуется на основании договора органами опеки и приемными родителями. При этом орган опеки не только содействует созданию приемных семей, но и оказывает им необходимую помощь, осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений. Эта особенность правового статуса приемного ребенка обнаруживает сходство между приемной семьей и устройством ребенка под опеку.Однако есть очевидная разница между устройством ребенка в приемную семью и в семью опекунскую. В последнем случае ребенок остается под опекой до своего совершеннолетия. В приемную же семью он передается на срок, предусмотренный договором. В приемной семье он юридически свободен и может быть усыновлен. На содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, обувь и одежду, коммунальные услуги, оплачивается труд приемных родителей в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым.

Распространение приемных семей позволяет решить следующие задачи:

семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечивает занятость для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам;

позволяет воспитать у детей любовь к земле, сельскому труду, сформировать профессиональные навыки.

На основании закона Республики Крым от1 сентября 2014 года №62-3РК, ст.6 органы опеки и попечительства в РК осуществляют подбор и учет граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов опеки и попечительства в Республики Крым осуществляет ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», который проводит обучающие семинары в соответствии с годовым планом. На обучение принимаются лица, имеющие право быть усыновителями в соответствии с ч.1ст.127 семейного кодекса РФ, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями),приемными родителями детей в соответствии со ст.146 Семейного кодекса РФ, на основании личного заявления граждан, желающих быть усыновителями или опекунами.

Отзывы
Ольга
Спасибо,что привезли детские вещи от благотворительного фонда.Сама купить все необходимое детям не могу, по тому получаю только детское пособие на младшего ребенка и работать нет возможности, по тому что смотрю за маленькой дочкой.
Мария
Огромное спасибо,что рассказали моей маме о фонде,который помогает детям с ДЦП,собрать и отсканировать необходимые документы, с Вашей помощью мне с фонда привезли велотренажер и теперь я могу разрабатывать ноги.
Алие
Благодарю от всего сердца,что рассказали о фонде, который помогает деткам-инвалидам, помогли отправить документы и в скором времени нам привезли уличную коляску, противопролежневый матрас и вертикализатор. Теперь сыну стало комфортно жить.А также спасибо,что на на Старый Новый год привезли подарок сыну-набор пластилина.
Наталья
Спасибо за оказанную помощь в получении гражданства моим детям и получении паспорта дочери, за помощь вещами и игрушками.
Юлия
Спасибо,что помогли получить полис обязательного медицинского страхования.
Екатерина
Спасибо специалисту по социальной работе Аблитаровой Эльзаре,что помогла оформить мне паспорт.
Полина
Выражаю благодарность вашему работнику Напольновой Наташе,что помогла оформить свительство о рождении моему ребенку.
Надежда
Здравствуйте, хочу сообщить,что ваш сотрудник Наташа Напольнова помогла оформить регистрацию моим детям.
Екатерина
Я хочу поблагодарить специалиста Олю и ваш центр в целом за то,что помогли оформить пособие малоимущей семье,восстановить паспорт и регистрацию моим детям, помогли детской одеждой и памперсами.
Максим
Здравствуйте.Хочу выразить благодарность за то,что мне помогли пройти медицинское обследование моему сыну,помогли оформить прописку детям.
Ольга
Я хочу сказать спасибо,что мне помогли стать на учет в Центр занятости и частично пройти профосмотр и договорились в школе,чтоб мой сын посещал спортивный кружок.
Венера
Хочу поблагодарить за то,что помогли оформить удостоверение многодетной семьи.
Светлана
Спасибо специалисту Виктории,что помогла мне оформить ИНН.
Ольга
Хочу поблагодарить за то,что помогли одеждой, обувью, кроваткой для новорожденного, конвертом для выписки.
Елена
Спасибо,что помогли оформить мне гражданство.